Сергей Самарин: «Дорога зовет!»

Что происходит, когда вы встречаете на трассе груженые автовозы «Агат-Логистик»? Гордо произносите: «Наши!», пытаетесь понять, в какой дилерский центр будет поставка, любуетесь аккуратно расставленными на прицепе машинами, смотрите в кабину брендированного тягача и улыбаетесь водителю, выражая восхищение его мастерством и смелостью? Или все перечисленное сразу?! Мы думаем, что подобные мысли, чувства и действия свойственны каждому сотруднику нашей компании. Ведь автомобили и люди, с ними связанные, – это не только наша работа, это наша жизнь! О любви к профессии, секретах шоферского мастерства, о главных героях магистралей страны мы поговорили с водителем транспортной компании «Агат-Логистик» Сергеем Самариным. Его стаж в профессии давно перевалил за 20 лет, время работы в компании «подбирается» к цифре 15, а трудовая квалификация относится к высшему классу.

В день нашего разговора Сергей собирался в рейс. Утром приехал из Богородска, где живет со своей семьей, в Нижний Новгород на Окскую гавань 12. Ждал путевку с маршрутом и отмашку на загрузку прицепа нижегородскими ГАЗелями. Куда и какой протяженностью будет очередной рейс он не знал, как не знает этого заранее ни один водитель компании. Все решается в день рейса с учетом обстановки и заявок на перевозку. Ведь география поездок водителей «Агат-Логистик» - вся Россия, а также страны ближнего зарубежья. Рейс может длиться три дня, неделю, две, а то и три недели. Самый короткий – до Москвы и обратно. Непредсказуемые маршруты и длина рейсов - уже давно не сюрпризы для водителей транспортной компании. Скорее, привычное дело! Дело, в котором могут быть приятные неожиданности!

Тягачи, прицепы и мастерство

«У меня сейчас все рейсы – это Москва и Санкт-Петербург, потому что оттуда идут загрузки легковыми автомобилями. Грузим платформы автомобилями Toyota в Петролеспорту и в Шушарах. В Шушарах на автосборочном заводе собирают кроссовер RAV4 и премиальный седан CAMRY. Забираем автомобили Hyundai и KIA с завода в Сестрорецке, Renault везем из Москвы. Бывают поездки в Тверь, Ярославль, Новороссийск. Отправляемся с ГАЗелями, возвращаемся с легковыми автомобилями!», - объясняет Сергей.

В прицеп помещается всего три ГАЗели, седанов и внедорожников – семь - восемь. Но в любом случае груз по габаритам и по весу примерно одинаков. Просим рассказать о «Скании», ведь именно этими тягачами управляют водители автомобилевозов. Но Сергей уклоняется: «Машина как машина, и в нашем деле важна не она, а прицеп. У нас три вида прицепов. Есть те, что приспособлены для транспортировки ГАЗелей, есть универсальные наполовину, а есть абсолютно универсальные. Вот на них и можно перевезти семь или восемь автомобилей!»

Тягачи Scania сложно назвать просто машинами, в этом Сергей поскромничал. Шведский гигант способен на многое, и ювелирно управлять им может не каждый – только мастер. А мастеру, как известно, все нюансы кажутся делом обыденным. Все движения давно доведены до автоматизма, а машина чувствуется каждой клеточкой тела и мозга. Легко спрогнозировать любую ситуацию на дороге и задолго ее предотвратить. И оттого водитель - профессионал сразу и не скажет, что в вождении сложно: нет ничего сложного!

Длина автопоезда (тягача с прицепом) составляет 20 метров, а вес достигает 24 тонн. Габариты и масса влияют на тормозной путь – он намного длиннее, при резком торможении прицеп может наезжать на тягач, и тогда автопоезд складывается. Маневренность у машины ограниченная, разворачивается она с большим радиусом, поворотам сопротивляется. На узких улицах города нужно быть асом, чтобы при развороте или повороте не задеть светофор, остановку, зеленую зону. В движении прицеп часто отклоняется от тягача. За траекторией требуется постоянная слежка, а останавливаться можно только на местности, где и тягач, и прицеп оказываются на одной ровной линии. Тормозить на закруглении дороги до полной остановки тоже опасно, потому что в любой момент может начаться занос или опрокидывание. Ну а про управление автопоездом задним ходом и говорить нечего. Это особое искусство, которое достигается годами тренировок. Ко всем перечисленным особенностям движения тяжелой техники Сергей Самарин позже добавил затяжные подъёмы, которые требуют правильного и своевременного переключения механической коробки передач и затяжные спуски, где требуется правильное торможение. Ну и не забыл про летний и зимний режим вождения. В общем, эта машина от водителя требует максимум внимания, оперативного мышления, сообразительности и находчивости – одним словом высокого дорожного интеллекта! «Когда машину складывает на гололеде, нужно не теряться, взять себя в руки. В этот момент мозг, тело и руки должны работать в связке. Начинаешь выправлять машину рулем, одновременно подтормаживать и давить на газ. Трудности в управлении есть у всех и всегда будут. Главное не паниковать!», - поделился секретом Сергей.

Чтобы управлять такими машинами, водитель должен «открыть» категорию Е и хотя бы пару лет поуправлять менее мощными грузовиками. Свою «ешку» Сергей открыл, когда ему было 19 лет, а права получил в 18, когда учился в школе. Сразу после этого устроился работать водителем на хлебозавод, где и получил свой первый опыт. «У меня просто отец всю жизнь в дальние рейсы ходил на своем КАМАЗе. Вот по его стопам я и пошел», - поделился Сергей. В первой дальней поездке с отцом он оказался в возрасте семи лет. Рейс в Ленинград длился неделю. Сергей мало что запомнил, но впечатления о том, какая у нас большая страна, как сильно профессиональное братство водителей «большегрузов и дальномеров», и как здорово сидеть в машине на высоте двух с лишним метров от земли и смотреть на поля, реки, проезжать города - остались! Вот тогда и родилось желание стать профессиональным водителем и посмотреть другие города, наслаждаться видами архитектуры, природой.

Это свое детское желание Сергей уже давно осуществил, объехал нашу страну от Владивостока до Кавказа. Все секреты, навыки вождения, отношение к дороге и к коллегам Сергей перенял от отца Александра Викторовича. Садиться за руль своего КАМАЗа самостоятельно тот разрешил сыну, когда парню стукнуло 17 лет. И научил главному – не бросать никого на дороге, помогать, если сломалась машина. Следить за дорогой, чтобы и сам никуда не попал, и людей не подставил. Сейчас Александр Викторович уже на пенсии, но «руль не бросает»! Развозит рабочих на предприятие.

«В чем мастерство водителя автовоза? В том, чтобы были целы перевозимые товарные машины и та машина, на которой ты едешь сам. Чтобы не принести никакого ущерба – ни себе, ни компании, ни людям на дороге», - уверен Сергей. Каждый новый водитель «Агат-Логистик» проходит первоначальное обучение, потом стажировку с опытными сотрудниками, отправляется с ними в тренировочный рейс, чтобы посмотреть на работу своими глазами, на практике освоить погрузку и разгрузку автомобилей на платформы автовозов. Сергей Самарин за время работы подготовил двух водителей. «Человека научить не трудно, было бы у него желание. Но часто случается, что уже в первом рейсе молодой сотрудник понимает, что работа на автовозе – это не его. Потому что у нас и ответственность большая за груз, это ведь десятки миллионов, и на дорогу смотреть надо. Идут за высокими заработками, а потом понимают, что не вытянут. Остаются только те, кто точно знает, на что идет, и кому нравится жизнь в дороге. Естественный отбор! У меня эта работа – уже привычка. Когда нахожусь на отдыхе больше недели, дорога начинает звать и тянуть», - поделился Сергей.

Сам Сергей в «Агат-Логистик» пришел в 2006 году, когда узнал, что появилась и активно развивается такая транспортная компания. Решил попробовать силы. Понравилось, остался. Правда, по семейным обстоятельствам, когда родилась дочь, уходил на полтора года, работал на ГАЗели в Нижнем Новгороде. Но вернулся. Не только из-за денег. Еще и потому что в «Агат-Логистик» комфортно работать. Здесь точно понимают и поддерживают современную концепцию бизнеса, связанного с автомобилями: водитель – экспедитор – это сотрудник, который доставляет грузы из точки А в точку Б, занимается погрузкой и разгрузкой, следит за документами. Но он не механик и не слесарь, и не должен детально разбираться в том, как устроен тот или иной агрегат или узел. Времена, когда водитель самостоятельно чинил рабочий автомобиль, канули в лету еще и потому что техника сегодня гораздо разнообразнее и сложнее устроена. За техническую исправность тягача и прицепа отвечают специальные сотрудники «Агат-Логистик» и собственная ремонтная база компании. Задача водителя - вовремя сообщить логисту о неисправностях, ну и в пути поменять колеса в случае необходимости. В общем, кесарю - кесарево! «Года три назад во время рейса во Владивосток у меня замерзла машина. Встал под Читой. Минус пятьдесят. Сообщил логистам, они нашли ближайший сервис и машину отогрели тепловыми пушками. Поехал дальше!» - вспоминает Сергей!

В сцепке с грузом

За время работы в «Агат –Логистик» Сергей проехал 1 312 217 километров. А число перевезенных автомобилей исчисляется тысячами. «В среднем за две недели рейса перевожу машин пятьдесят. Но каждый раз загрузка разная, может быть и всего три автомобиля за рейс», - рассказывает Сергей. Тех, кто в компании перевез больше всего автомобилей, премируют. Но сам Сергей не ведет подсчеты, не гонится за количеством. Его приоритет – качество перевозки, потому что машины –легко поцарапать во время погрузки на узкую платформу, повредить во время движения. Вот поэтому Сергей и уделяет много внимания прицепу.

Это техника тоже не так проста, как кажется. Рычагов управления подъемом, спуском платформ много, нужно точно вовремя отпустить рычаг, чтобы груженая платформа второго этажа не опустилась на крышу автомобилей, установленных на первом этаже. Сергей вспоминает, что когда только устроился и вел свою первую погрузку – было страшно. Коллеги подсказывали, помогали. Точно также и он сейчас помогает тем, кто только начинает. «В погрузке все сложно и ответственно. Начинаем с тщательного осмотра груза на наличие дефектов, потом идет правильная расстановка и загрузка, чтобы равномерно распределить нагрузку на оси платформы и не попасть на весовой контроль. Важно также выдержать габариты груженого прицепа по высоте, они должны укладываться в 3,95 – 3,97 м. Потому что проемы мостов по трассам рассчитаны на 4-метровую высоту автомашины, а вот в городе есть такие мосты, которые построены на высоте 3.80 м. и даже 3.70 м. Под такими мостами мы не пройдем», - рассказывает Сергей. Если навигатор заводит водителя автовоза не туда, и он упирается в мост, приходится разворачиваться и заезжать в дилерский центр, например, с другой стороны. Такие ситуации случаются в основном в Санкт-Петербурге, где много мостов.

Погрузка автомобилей на прицеп начинается с платформы второго этажа, для этого ее опускают. Между машинами оставляют минимальное расстояние, но такое, чтобы при езде по ухабам и ямам машины не касались друг друга, «не хватали» крышей платформу второго этажа, не прыгали и не бились. Чтобы погрузить автомобили, нужна сноровка и опять-таки навыки вождения высшего уровня. Потому что заезды и съезды – это и передний, и задний ход. Затем машины крепятся колодками и ремнями. В дороге каждый водитель натяжение ремней проверяет не раз. Здесь помимо силы нужны навыки скалолазания! Летом это делать проще, зимой – сложнее из-за одежды, что сковывает движения, и обморожения платформ и колодок.

«Бывают разные машины на погрузке, а бывают одной марки. Были случаи, что невозможно поставить все сразу. Случается, расставишь машины верно, а разгружать приходится не по порядку. Тогда опять полная выгрузка, передача машины и повторная загрузка оставшихся. Это когда в разные дилерские центры доставляешь! Так и приходится загонять, крепить, сгонять, загонять, крепить…! – рассказывает Сергей. Чтобы правильно расставить автомобили на платформе, нужен точный глазомер, понимание дистанции, видение габаритов. Можно сравнить расстановку машин на платформе с игрой в шахматы. Не туда поставил фигуру и все – переделка! У Сергея погрузка занимает час - полтора. И это максимально короткое время для опытного водителя. Разгрузку он делает минут за сорок: «Потому что при погрузке надо расставить, загнать, прикрепить, а сгонять проще. Разгрузка легче, чем погрузка!»

Как-то пришлось Сергею перевозить шесть спортивных автомобилей Porsche из Нижнего Новгорода в Москву на гонки. Загрузить машины с низким клиренсом на платформу оказалось еще той задачей. Но справился. Эмоций в памяти почти не осталось. Машины как машины, только низкие. Вообще, водители автовозов редко реагируют на красоту перевозимого груза. Лишь отмечают навороты в управлении. Порой им приходится спрашивать, как заводить новинку, что у нее с управлением, трансмиссией, тормозами. Автопром продвигается вперед гигантскими темпами!

Современные дороги Сергей хвалит, трассы сейчас расширяются, ездить стало комфортнее. Но вот появилась другая проблема – загруженность и невоспитанность водителей. У многих из них нет понимания, что такое автовоз. «Самое главное – не поддаваться на провокации. Некоторые водители пытаются учить тебя, как надо ездить, подрезают. Это задевает, но потом понимаешь, что лучше отпустить дурака. Потому что ответственность большая, неприятности нам не нужны. Там, наверху, зачтется!» - говорит Сергей. Дорога действительно точно проявляет человека, выводит на свет его комплексы, подчеркивает недостатки и достоинства. Сергей уверен, что агрессивность, импульсивность и самоуверенность – враги любого водителя. А вот вежливость и дисциплинированность – настоящие его помощники.

Любое проявление вежливости на дороге вызывает у водителей автовозов чувство благодарности. Им приятно, когда пропущенный вперед автомобиль, помигает автовозу аварийкой или пропустит в пробке. Такая простая человеческая доброта и отзывчивость, а как много она значит в дороге! Сергей продолжает: «Сейчас стало больше равнодушия у людей, человеку хорошо и на остальных наплевать. Не все думают, например, как правильно встать на стоянке, чтобы места хватило другим. Видят, что ведем разгрузку платформ и могут припарковать автомобиль так, что перекроют нам выгрузку. Поэтому тяжело работать». Но Сергей не конфликтует на дороге, точно следует задаче – взять груз, доставить и вернуться домой.

Рабочий график у водителей автовозов ограничен километрами. Ритм такой: восемьсот километров дороги в сутки, потом отдых. На трассе водители останавливаются на специальных стоянках. Спят в автомобилях, для этого за водительским сиденьем есть отдельное спальное место. Питаются, в основном, в кафе, но для экстренных ситуаций с собой есть холодильник и газовая плита. Спальник всегда закрыт от пыли и лишних глаз. Быт в дороге налажен. Можно и фильм посмотреть перед сном, и с родными пообщаться. К этой одинокой, почти бродяжьей жизни почти привыкают. Может потому что все водители дальних рейсов интроверты или потому что дорога для них как медитация для йога?!

Сергей признается: «Когда по одному маршруту едем в паре с другим автовозом – веселее. У нас есть переговорные устройства. Но все равно привыкаешь к одиночеству в пути!».

Во время разговора с Сергеем не покидало ощущение, что он именно тот человек, которому хотелось бы доверить перевозку своего автомобиля. Подкупали его искренность и скромность, умение быть немногословным и так просто говорить о сложных жизненных ситуациях, глубокая порядочность и такая длительная верность одному профессиональному делу. Мы искренне желаем Сергею и его коллегам чистых дорог и добрых попутчиков на трассе. Теперь мы точно знаем, в каких надежных руках находятся машины!

 

Комментарии (0)