Когда ты творишь, ты точно счастлив!

Тишина… Занавес поднимается. На сцене появляется взлохмаченный Желтый клоун в солнечном комбинезоне. В его руках веревка с петлей на конце. Эту петлю клоун надевает себе на шею, тянет за другой конец веревки, а там оказывается, словно зеркальное отражение, такой же клоун с такой же петлей на шее, только не седой, а рыжий. А затем появляется Зеленый в шапке с непомерно длинными «ушами» и такими же длинными башмаками и молча смотрит на происходящее. Нам кажется, что в этот момент совершается диалог Желтого с его внутренним ребенком (или даже детьми!) и даже со всем миром: веревка пропадает, а сам он, словно осознав вкус жизни и увидев свои разные роли, увлекает нас в путешествие в удивительный мир, где каждый получает шанс создать себя заново, настроить радар успеха и зарядится идеями...

Так начинается грандиозный, фантастический и любимый во всем мире спектакль великого клоуна и режиссера Вячеслава Полунина «сНежное шоу» - представление, раскрывающее внутренний мир зрителя, обнажающее его душу и выпускающее на свет настоящего человека. Именно такое состояние позволяет выбраться из тоннельного восприятия жизни, расширить горизонты и дает силы творить и созидать.

Кто он?

Вячеслав Иванович Полунин, псевдоним Асисяй, – человек- легенда мирового масштаба.

Чем знаменит?

Создал пять театров, поставил 30 спектаклей, объехал 48 стран, 7000 раз вышел на сцену, чтобы видеть 1000 счастливых людей каждый вечер.

 

Что создал и придумал?

клоуна Асисяя;

театр клоунады в России;

новую систему обучения «Всяки-Бяки»;

Снежную бурю и множество других театральных образов;

Академию дураков;

движущийся фестиваль уличных театров «Караван мира»;

концепцию «Современный карнавал, или Театрализация жизни».

Где и чему учился?

любви к природе — в лесу;

клоунаде — у животных, пьяниц, сумасшедших, детей, а также в театральной библиотеке;

упорству — у мамы;

анализу — в экономическом институте;

успеху — на чужих ошибках;

терпению — у времени;

веселому творчеству с друзьями — в театральной студии;

кое-чему обо всем — в институте культуры;

размаху, страстности и грусти — у России;

быть счастливым сегодня и сейчас — у Индии;

искусству жить — у Франции;

жить взахлеб — у внучки.

 

Его достижения

Стал радостным и счастливым!

С горящими глазами и пылким сердцем

Снег как главный герой спектакля «сНежное шоу» выбран не случайно. «Как американские киносценаристы любят использовать клоунов, чтобы напугать, так и я использую самое холодное, чтоб согреть сердца» - говорит Полунин и так неочевидно согревает сердца тысяч людей уже более полувека.

Вячеслав появился на свет в небольшом городке Новосиль Орловской области в обычной семье, где мама работала продавцом в магазине игрушек, а папа был госслужащим. Пока родители работали, мальчишка был предоставлен самому себе: после школы убегал в лес, на речку, наблюдал за жаворонками, сороками, знал все лисьи норы, копировал манеры птиц и зверьков, валялся в траве летом или рыл фантастические туннели в снегу зимой и как-то построил четырёхэтажный шалаш. Он никогда не завязывал шнурков, ходил посередине дороги и однажды сломал забор у дома - все то же самое он делает до сих пор, правда, уже в иносказательном смысле.

Любимым развлечением было кино, он смотрел его через окно своего дома, который стоял напротив маленького кинотеатра. Заранее просил зрителей приоткрыть тяжелую занавеску на окне, чтобы сквозь узкую щелочку можно было видеть экран. Так он «познакомился» с Луи де Фюнесом, «подружился» с Юрием Никулиным, и даже написал ему письмо с продолжением истории комичной троицы – Никулина, Вицина и Моргунова. Но больше всего его поразил Чарли Чаплин, каким – то шестым чувством Вячеслав тогда понял: клоунада – и есть его призвание, жизненная стезя, где можно выписывать движениями и мимикой картины на сцене и молча играть на подтекстах. Он смешно копировал киношных героев, гримасничал, а его первыми и благодарными зрителями стали дворовые мальчишки и девчонки, а потом и одноклассники. Слава корчил рожицы, сидя на первой парте, класс прыскал от смеха, и Полунина выгоняли на улицу. Нарушитель дисциплины молча шел на спортивную площадку, кувыркался на снарядах, бегал и прыгал от удовольствия. «Клоун», - неслось ему вслед, и внутри себя Слава этим прозвищем гордился. Вне школы он запоем читал книги и даже мечтал стать библиотекарем. Но сначала по настоянию мамы поступил в экономический институт. Из маминой затеи ничего не вышло, учеба давалась с трудом, выручал только студенческий театр – настоящая отдушина для непоседливого юноши с горящими глазами и пылким сердцем.

В студенчестве Полунин уже вовсю гастролировал по областным театрам, организовал ставший знаменитым на весь Советский Союз мим-театр «Лицедеи». Но оглушительный успех и узнаваемость пришли в 1981 году, когда Вячеслав придумал нового персонажа – клоуна Асисяя в желтом комбинезоне с красным шарфом на шее и в красных неуклюжих ботинках без шнурков. Образ пришел совершенно случайно, когда Вячеслав в творческих раздумьях увидел висевший в шкафу желтый комбинезон супруги, купленный по случаю к новому году. Надев его, он понял, что нашел что-то совершенно неожиданное, невозможное, то, чего еще никогда не было – уникальную, загадочную, солнечную личность, которую ждут истосковавшиеся по искренности люди. Тогда же он определил верную позицию клоуна по отношению к зрителю - не сверху-вниз, а снизу-вверх или на равных. «Уравнивание себя с публикой принесло возможность открываться, не сохранять статус, а искренне говорить о боли, мечте, чувствах», - скажет потом Полунин. Так из просто развлекательных и смешных его проекты переросли в паратеатральные спектакли, органично соединяющие жизнь и искусство. Артисты заиграли на самых высоких клавишах человеческих эмоций, стали выдавать часто не смешную, но такую оздоравливающую клоунаду, что западные доктора стали прописывать шоу Полунина своим пациентам. Он узнал об этом совершенно случайно на гастролях в США от седовласого психиатра в антракте, сообщившего, что уже давно назначает самым тяжелым пациентам лишь одно лекарство – почаще «принимать «сНежное шоу». А другой зритель рассказал, что сшил себе желтый костюм и красные тапочки и когда у жены обостряются болезни, он облачается Желтым клоуном и рассыпает вокруг любимой женщины бумажный снег.

«Есть такая зараза – творить»

Театральные представления, что делает Полунин, всегда уникальны и не похожи друг на друга, пусть хотя бы в мелочах. Это происходит потому что он делает их по особой методе в команде таких же талантливых, искренних и открытых людей каждый раз по-разному. Что-то импровизируется, что добавляется, что-то исчезает - все зависит от настроения зрителя, сидящего в зале, от его мировоззрения, национального характера и даже от погоды на улице. Оттого «сНежное шоу» в Париже, будет иным, чем «сНежное шоу» в Милане, Москве, Петербурге или на Бродвее…

Полунин не только сделал лицедея и зрителя равными партнерами, но и поместил клоуна, героя второстепенного в цирке, на театральную сцену. Он создал для него особый жанр представления - метафизическую клоунаду, расцветающую на недосказанности, замедленности, недодвижениях, остановках с яркими вспышками чувств и бесконечными смыслами действий, давая возможность зрителю вписать в увиденное свои мысли и воспоминания. Эта игровая метафизика началась с новаторской идеи театрального философа начала прошлого века Николая Евреинова, считавшего привычный театр с четким разделением ролей актеров, противопоставлением морализирующей сцены и необразованного зрителя неинтересным и мертвым. Наш соотечественник уже тогда знал, что люди устают от злободневности и назидательности, а театр слишком повторяет жизнь, не использует заложенный в человеке инстинкт преображения, его любовь к переодеванию, инсценированию, творчеству и созиданию. Оттолкнувшись от никак не воплощенной тогда идеи, Вячеслав Иванович сделал шаг вперед и поделился сценой со зрителем. А позже развил идею и построил в сорока километрах от Парижа творческую лабораторию - «Желтую Мельницу». Это природный и творческий оазис, откуда расходятся лучи вдохновения и фантазии. Мастерская называется так, потому что действительно построена из настоящей водяной мельницы. Здесь в невообразимо сказочном желтом доме живет его семья, гостят друзья, соратники, а во время фестивалей по саду гуляют и чудачат все желающие - учат голубей летать, а рыб - плавать! «Это такая зараза – творить. Все мои проекты заряжены на то, чтобы вдохновлять людей на творчество. Когда человек видит, как это радостно, он начинает хотеть творить. Это не сад, который можно просто осмотреть… Это место для участия в творении и возможность увлечь людей определенным способом жизни», - так определяет смысл «Желтой Мельницы» Полунин. Он вдохновляет людей спектаклями, растущими из сказок и детства, фантастической лабораторией, чтобы научить делать мир живым и незаурядным, а не просто технологичным и чистым. Так он прививает иммунитет против эпидемии маразма во всем мире и стремления жить в стабильности.

Игра как часть жизни

Его представления не только никогда не бывают одинаковыми, они еще и начинаются задолго до последнего театрального звонка. Зрители запросто могут увидеть клоунов в фойе, столкнуться с ними в гардеробной, в буфете, увидеть шагающими по перилам, парапетам и по спинкам стульев в зале. Летом 1987 года на гастролях в Анапе «Лицедеи» за пару часов до выступления в костюмах и гриме строем пришли на пляж. Впереди отряда, несущего над собой синее полотно, величаво, как дядька Черномор, шел Вячеслав Полунин. Не обращая внимания на ошалевшую публику, лицедеи смело вошли в море и двигались до тех пор, пока не скрылись под водой. На волнах осталось покачиваться синее шелковое полотно. Отдыхающие заволновались, стали искать спасателей, многие кинулись в воду. Но через 10 минут шелк неожиданно приподнялся, отряд «Полунинских богатырей» вышел из моря на сушу и молча проследовал в гостиницу. Заряд позитива и настрой на предстоящий спектакль были обеспечены всем – и загорающим, и самим артистам.

Свою миссию Вячеслав Иванович видит в создании живого праздника, в котором каждый может выйти на свободу из тьмы предрассудков и стереотипов, залечить раны и увидеть другие пути. В детстве мы уверены, что нет ничего невозможного, но постепенно эта уверенность истончается, а после и вовсе исчезает. Мы начинаем жить в тоннеле, стены которого выложены из запретов, норм, ограничений, совершаем шаблонные поступки и также шаблонно мыслим. Полунин уверен, вытащить нас из этого беспощадного замкнутого круга и осветить дорогу к творчеству, фантазии, к самим себе может только театр. Потому что мы рождены для творчества, и оно есть альтернатива уму, когда что-то не получается привычным способом.

Игру – место, где проявляются креативность и наша неординарность – можно привнести в любую деятельность, даже самую строгую и серьезную, считает Полунин. Он предлагает не делать, а играть в делание. Вспомнить, как это выглядит у детей. Ведь у них получается! Игровой способ жизни удивительно продуктивен, потому что благодаря игре создается огромное, безграничное пространство, способное изменить судьбу или найти выход из ситуации.

Открыть лицо поможет… маска

Когда Вячеслав Иванович получил приглашение поиграть на Бродвее, его радости не было предела – это честь и огромная ответственность одновременно. Но прежде стоило подписать контракт. Он не нравился Полунину, потому не позволял импровизировать и быть рядом со своей семьей. Переговоры длились долгих 8 месяцев и так ничем и не закончились. Пойти против спектакля и себя Полунин не смог и отказался, хотя стоило это немалых денег – уже была арендована сцена, оплачены услуги юристов и продюсеров. В какой-то момент Полунин понял, что переговорщики не понимают друг друга, а ему очень сложно выражать свои мысли и требования. И тогда вместе с женой Еленой, отвечавшей за все административные вопросы, они стали играть. Супруги одевались на переговоры в разные наряды - то выряжались клоунами, то приходили в строгих костюмах, держа под мышкой печатную машинку. Так мысли стали яснее, фразы точнее, и отстаивать свою позицию получалось легче: «Нам нужна маска, чтобы открыться, а не чтобы скрыть лицо. Когда ты взял на себя персонаж, тебе уже не страшно, ты можешь говорить от него про себя. Маска не прячет, а позволяет раскрыть душу».

А еще, оказывается, когда надеваешь маску, меняешь прическу, одежду, то даешь толчок изменениям внутри себя и расширяешь свой мир, выползаешь изнутри наружу. Выявляешь себя и понимаешь, что ты есть такое. Именно в творчестве, в фантазии приближаешься к себе, и остается только заполнить собой пространство вокруг. Тогда спектакли на Бродвее не состоялись - переговорщики не смогли договориться. И Елена написала выразительное письмо продюсерам. Оно начиналось с картинки, на которой были изображены два человечка - один с треугольной головой, второй с квадратной, и пожать друг другу руки им не удавалось… Но через несколько лет к Полуниным «постучались» два молодых продюсера из Австралии, безоговорочно согласились на все условия принципиального артиста, и Бродвей встретил спектакли Полунина овациями. Представления сначала шли в театре на Юнион-сквере рядом с Американской киноакадемией и школой Ли Страсберга. А через пару лет труппа блистала в самом сердце Бродвея на Таймс-сквере.

Не хотеть – запрещается!

Когда-то, чтобы сознательно погрузить себя в творчество, Вячеслав Иванович арендовал на два месяца в Екатерининском парке в Царском селе четыре дома в виде китайских пагод и стал приглашать туда артистов, а позже нашел режиссера. В их распоряжении оказалось 300 гектаров земли. В одном из домов поселился Полунин с супругой. Каждое утро ровно в 9 часов утра они шли на прогулку в разные места парка, а возвращались с полными корзинами грибов, ягод и массой идей. Все эти идеи Вячеслав Иванович записывал на маленькие бумажки-карточки и прикреплял к стене. Когда место для заметок закончилось, артисты стали сортировать идеи и выбирать только жизнеспособные и интересные. Все эти творческие находки позже вошли в спектакль «сНежное шоу» или стали этюдами и зарисовками других представлений. Этот опыт рождения идей стал началом формирования особого метода и теперь отлично работает в театральной мастерской на «Желтой Мельнице» под Парижем, где даже воздух пропитан фантазиями, свободой и мечтами. Вячеслав Иванович убежден, что без особой среды, без атмосферы и единомышленников создать что-то стоящее невозможно. Поэтому здесь можно все, но не хотеть - запрещено!

В импровизации - сила

Импровизацию в театре Вячеслав Иванович считает главной. Даже сейчас все спектакли Полунина – это каркас, примерная схема. Иногда до самой последней минуты актеры его театра не знают, как будут играть. «Ровно за две секунды до начала я поворачиваюсь и говорю ключевые слова сегодняшнего выступления: «Собор Парижской Богоматери» или «Хармс», еще что-нибудь. И все понимают, что сегодняшний спектакль мы играем совсем иначе, чем вчера. И вот, когда артисты слышат «Собор Парижской Богоматери», значит, сегодня драма. И вот они выходят в драме и начинают страсти в клочки рвать. А я говорю: «Сегодня ни одной шутки». И все клоуны играют, ни одной шутки не произнося, не делая ничего такого, что обычно делают клоуны. И им это очень нравится, потому что они ежедневно достигают чего-то такого, чего никогда в жизни не достигали», - рассказал как-то Полунин.

Оазис добра

Творчество, в котором живет Слава Полунин, совершенно не отменяет планирование. Он условно дает себе задание на пять лет, осваивает и приступает к новому. «У меня не было отпусков до пятидесяти лет. Это так вкусно - то, чем я занимаюсь. Если находиться в потоке – все складывается как надо», - признается Вячеслав Полунин. В его жизни все как у всех: такие же проблемы, тревоги, задачи, с одной лишь разницей – он не пропускает в свой мир негатив, отрицательную информацию, создает оазисы добра и праздника, расширяет их безгранично и призывает делать всех то же самое: «Чем больше ты в хорошем, тем меньше шансов у плохого попасть на твою территорию. Если ты начал прекрасное – уже хорошо. Вопрос не в финале, главное –процесс. Финалы ничего не значат, они только шаги, а самое интересное – процесс, в нем и есть жизнь. И можно в любом моменте свернуть, и будет другой финал».

Вячеслав Иванович никогда не дает больше трех представлений подряд, а каждый понедельник труппа выезжает за город, чтобы подурачиться от души, насладиться природой и чистым воздухом. И поразительным образом эти периоды отдыха дают массу идей, которые легко и непринужденно воплощаются в жизни. Так рождались фестивали, мим-парады, арт-десанты, родился «Лицедей-лицей» для уличных артистов, был созван Конгресс дураков и появилась «Академия дураков».

Не обучать, а увлекать

Полунин никогда не оценивает и с детства ненавидит экзамены. И его актеры знают - режиссер Полунин всегда отметит только то, что было выполнено на самом высоком уровне и никогда не выскажет критику или недовольство. В этом его фирменный учительский стиль, хотя его сложно назвать учителем в привычном смысле, потому что он никого никогда не учит - просто увлекает собой, своими идеями, проникается в идеи других и создает вокруг себя невероятную фантастическую атмосферу, в которой реализуется все. «Не отрицать, а предлагать, расширять гармоничные миры до предела. Не обучать, а увлекать. Если ты бесконечно интересен, за тобой побегут. Говорить не то, что плохо, а то, что хорошо. И через этот спектр можно достичь огромных высот, а не только с забралом и мечом. Человечность важнее всего на свете, все остальное - повод ей помочь, - таково кредо Вячеслава Ивановича Полунина. - Я люблю своих учеников. Я люблю, когда они оказываются способны учиться сами. Когда хватают на лету твою идею и начинают играть с нею, словно котенок с клубком. Я чувствую себя проводником, ведущим их к познанию того, что есть ты сам, что ты можешь, чего ты хочешь. Эту дорогу мы стараемся пройти весело, и часто нам это удается».

Технология счастья

Технология счастья Славы Полунина — это технология создания особой атмосферы жизни, в которой рождается настроение, а потом и желание созидать и придумывать идеи. Ведь давно известно, что наше самочувствие морским узлом связано с вдохновением, а счастливыми мы себя осознаем, когда на максимум включаем возможность использовать все предоставляемые шансы. Именно тогда нам кажется, что мы играем жизнью, и все дается легко, а успех достигается непринужденно.

Вячеслав Полунин рано уловил этот секрет и превратил его в тонкий инструмент, с помощью которого умело настраивает тональность своей жизни и всех, кто с ним соприкасается. Его жизнь – это бесконечная креативность, игра, и в ней он настоящий.

Познакомившись с солнечным клоуном, мы не призываем вас нацепить красный нос, повязать красный шарф и начать чудачить (только если уж сильно захочетсяJ), ведь в нашей жизни все, конечно, по-другому: игра игрой, а работа работой – со своим графиком, стандартами и правилами. Однако и в личную жизнь, и в работу можно привнести толику креативности, чтобы самостоятельно генерировать возможности. И тогда то, что уже давно казалось бесполезным, может теперь стать бесценным. То, что было юмористическим, можно рассматривать как серьезное и срочное. Ведь включая такие подходы в свою жизнь, мы становимся куда больше подготовленными к неизбежным переменам будущего, к использованию их в своих целях, а не к поражению от них. Надеемся, Вячеслав Полунин воодушевил вас глубоко вдохнуть и сделать первый шаг к свободному восприятию себя и своих идей, а его правила помогут нам стать не только креативными, но и счастливыми.

Правила Славы Полунина

- Общайся только со счастливыми людьми.

- Делай только то, отчего у тебя дзынькает внутри.

- Делай только с теми, кого хочешь обнять.

- Начинай с преображения себя. Если почувствовал себя несчастным, посмотри в зеркало и спроси: «Почему я несчастен?» Спрашивай не один раз, и однажды ты поймешь причину своего несчастья.

- «Опускай ноги в воду и перезагружайся», потому что идти все время одной дорогой не интересно. Раз в несколько лет садись на берег реки, опускай ноги в воду и думай, что за последние годы ты сделал правильно, а что нет. Очищай голову, омывай ноги и вновь отправляйся в путь.

- Наблюдай и удивляйся, ищи чему сказать: «Ух ты!». Настоящая радость беспричинна.

- Собирай список радостных событий и празднуй мимолетные достижения. Хвали себя и других и превращай ежедневное в праздничное. Не сери жизнь, живи в цветном! Комическое и фантастическое ведут на другую сторону мира.

- Соединяй невозможное! (Например, Полунин соединил клоунаду с симфоническим оркестром)

- Копи идеи, ставь на полки, потом они всплывут самым неожиданным образом. Учись только у великих и у детей, потому что дети уже счастливы, а взрослые заблудились! И не взрослей – это ловушка!

- Делай только то, что невозможно, потому что все остальное сделают другие, но цени то, что имеешь. Держи баланс!

- Не делай, а играй в делание.

- Узнай свои жизненные ритмы. Не всем все надо. Кое-кому надо кое-что.

- Превращай место своего обитания в произведение искусства, выражай себя через него. Иногда этого достаточно, чтобы включилось творчество.

- Ты имеешь право любить то, что любишь и не любить то, что не любишь. Все пробуют и все ищут.

- Делать глупости – ничуть не худшее занятие, чем ожидание, когда из принтера покажется последний лезущий из него листок.

- Фантазия важнее всего, и неважно, сколько времени она занимает. Времени нет, и нельзя ничего не успеть.

 

***

На заснеженной сцене стоит взлохмаченный Желтый клоун в солнечном комбинезоне с алым шарфом на шее. Сверху на него медленно опускаются бумажные снежинки, потом начинает пуржить, да так, что самого Желтого сносит с ног. Он отчаянно сопротивляется. Но совершенно неожиданно ветер устремляется в зрительный зал и дует так сильно, что бумажный снег путается в волосах зрителей, заползает в карманы, забирается за вороты рубашек и кажется даже под кожу в виде мурашек. Публика, застигнутая врасплох, сначала привычно защищается руками, а потом все закрывают глаза и отдаются действу сполна. Разыгранные на сцене путешествия Желтого клоуна останавливаются, чтобы пропустить вперед вовлеченных в поток и пустившихся в путешествие к самим себе зрителей. Желтый садится на край сцены и наблюдает за тысячей счастливых людей, которые со слезами на глазах смеются, лепят бумажные снежки, наполняют им карманы и сумки, пытаясь унести с собой частичку добра и света. Но уносят гораздо больше - осознание того, что каждый может творить себя и быть счастливым. Так создается огромное, безграничное пространство идей и возможностей, способное изменить судьбу. Наш герой предельно точно сформулировал признаки счастья: насвистывать, напевать и подпрыгивать. «Сколько людей, столько и видов счастья, - утверждает Полунин. -У кого-то это бурный поток, у кого-то тишина. Но когда ты творишь, ты точно счастлив».

Цитаты Славы Полунина

«Сейчас все больше будет всяких аппаратов, которые будут заменять нас. И нам все больше можно будет посвящать свою жизнь своей мечте, творчеству. Творчество – самое великое, что мы можем в этой жизни сделать. Для меня творчество равно счастью. Когда ты реализуешь себя, твои подспудные идеи, твои мечты – это и есть суть твоей жизни. Это то, ради чего мы родились. Поэтому созидание жизни своей как произведения искусства – это и есть счастье, ради которого родился человек».

"Если ты что-то хочешь сделать, помочь там, где плохо, – иди и сделай, чтобы было хорошо. Если ты ничего не можешь сделать – чего ты об этом болтаешь? Поэтому о плохом вообще никто не говорит. Второе. Мы не читаем газет, мы не смотрим телевидение. Мы только читаем книжки и смотрим кино. У нас ограниченное количество информации попадает в нашу среду – только та, которую мы через свое сито пропустили. Потому что мне нужно, чтобы десять моих друзей сказали: "Сходи, посмотри это". Только тогда я пойду. "Почитай это" – только тогда я почитаю. Нет макулатуры. Это я сказал про одну сторону. Есть другая сторона – трагичность, подлость, потеря друга. Есть многие вещи, которых ты не можешь избежать. И у меня то же самое, как у всех. У меня была куча моментов, когда просто не хотелось жить, ничего не надо, полный тупик… Вопрос не о том, чтобы этого избежать. Но это ты включаешь в разряд счастья. Потому что это все жизнь, страстная, включенная. Если ты что-то делаешь, то до конца, никогда ничего не делаешь чуть-чуть. И если страдаешь – до конца! Только нельзя кукситься, серым быть. Вот это считается у нас глупостью, гадостью. А все остальное – это часть жизни".

"Я перестал делать спектакли, я делаю жизнь в спектакле. Сочетаю жизнь, искусство и природу - то, как люди будут жить через 50 лет. Это жизнь без границ, спектакль без границ, соединение публики и артистов - зрители не наблюдают сюжет, а погружаются с нами в атмосферу жизни".

"Я профессионал фантазии, а фантазия ведет к творчеству, творчество ведет к счастью. Вся цепочка очень простая".

"У меня закон во всех сообществах, где я нахожусь, — циников и нытиков вон. Никогда с этими людьми не имейте дела. Заразительно страшно, заражает тут же. Ведь на чем строят счастье счастливые и влюбленные? На том, что они делают воздушные пузыри и какие-то пушинки. И по ним надо пробраться на самые облака. Когда какой-то циник скажет: «Это же пушинки!», все, все летит к чертовой бабушке".

"Клоун есть в каждом из нас — ​даже в самом мрачном и нелюдимом человеке. Просто нужно уметь разбудить в себе эти качества, освободиться от пут, которые душат, держат в тисках. Даже самым серьезным людям время от времени хочется сбежать от всех условностей и радостно повалять дурака".

"Я не приспосабливаюсь к публике, я просто хочу, чтобы каждый день, когда я выхожу на сцену, чтобы и я получил удовольствие, и они получили удовольствие. Если какая-то сторона что-то недополучила, значит что-то неверно".

Комментарии (0)